Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.

20.11.2015

В Год литературы городские библиотеки особую роль отвели вопросам детского чтения. Как упоминалось ранее, в сентябре 2015 года прошла Международная научно-практическая конференция «Детский читающий мир». Присутствующие эксперты: писатели, независимые книжные обозреватели и представители профессионального сообщества сошлись во мнении: необходимость постоянного мониторинга детского чтения, а также изучение образа современной библиотеки. На основании чего в октябре этого года в Ульяновске проводилось социологическое исследование «Библиотека глазами детей», результаты которого мы вам представляем в данной статье.

В опросе участвовало 1208 респондентов в возрасте от 11 до 16 лет. Было проведено сравнение полученных данных с результатами аналогичного социологического исследования, которое проводилось в 2002 году (опрошено 1303 респондента). Получены следующие результаты.

Преимущественный возраст записи в библиотеку – младший школьный (59%). Это естественно, так как дети начинают учиться и им необходима программная литература. По сравнению с 2002 годом просматривается тенденция роста процента записавшихся в библиотеку в дошкольном возрасте в два раза (в 2002 году – 17% и в 2015 году – 33%). Таким образом, современный ребенок раньше начинает посещать библиотеку.

На вопрос «Что же привлекает детей в библиотеке?»  респонденты ответили, что книга является главным стимулом посещения библиотеки. За интересной книгой приходят 64% ответивших детей, узнать что-то новое –37%, расширить свой кругозор – 26%, удовлетворить утилитарные потребности (готовить рефераты) – 9%.

Опрошенные дети отметили, что они любят читать (69%), но так же велик процент тех, кто готов этим заниматься только иногда (28%) и, к сожалению, с 2002 года он увеличился с 19% до 28% в 2015 г.

Из предложенных вариантов жанровых предпочтений, респонденты отметили, что предпочитают книги о приключениях (47%), фантастику (28%). Как можно заметить по сравнению с 2002 годом жанровые предпочтения изменились, детей уже не так привлекают детективы, как приключения. Интерес к детективам упал в более чем два раза с 43% в 2002 году до 17% в 2015 году.

К счастью, библиотека чаще удовлетворяет запросы современного ребенка (об этом сказали 58% опрошенных). Но в тоже время респонденты везде подчеркивали, что хотели бы видеть в библиотеке больше новых книг. И процент таких респондентов вырос с 22% в 2002 году до 34% в 2015 году.

На вопрос «Посещаете ли вы массовые мероприятия в библиотеке?» 42% опрошенных сказали, что посещают массовые мероприятия в городских библиотеках (отметим, что в 2002 году было только 8%), 35% – только иногда.

В конце социологического опроса мы попросили респондентов ответить: что нужно сделать, чтобы ребятам нравилось ходить в библиотеку и, чтобы они сделали для библиотеки, если бы стали Президентом. Респонденты отметили, что библиотекам нужно больше новых книг (47%), новой техники (16%), помещения должны быть отремонтированы и с новой мебелью (17%) и библиотек должно быть больше.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

-       Дети стали в более раннем возрасте записываться в библиотеку, так как в два раза вырос процент респондентов, которые пришли в библиотеку в дошкольном возрасте.

-       Детям нравиться ходить в библиотеку, и они любят читать. В ней их привлекает чтение интересных книг и возможность узнать что-то новое. В жанровом предпочтении респонденты выделили книги о приключениях. Источниками информации об интересных книгах остались друзья, учителя и родители. При этом дети стараются самостоятельно выбирать книги в библиотеке.

-       С каждым годом дети активнее вовлекаются в массовую работу библиотек, поэтому растет процент детей, участвующих в массовых мероприятиях, проводимых библиотекарями.

-       У респондентов сложился благоприятный образ современного библиотекаря. В глазах детей он добрый, умный, приветливый и все знает.

-       Дети хотят видеть библиотеки современными, отремонтированными, с новой мебелью и главное в них должно быть много новых книг.