СТАРАЯ БИБЛИОТЕКА ПО-НОВОМУ: ИНТЕРВЬЮ С ЕЛЕНОЙ ТОПОРКОВОЙ

14.05.2019

В 2014 году Министерством культуры Российской Федерации был утвержден «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек», в котором были заданы новые направления развития библиотек в Российской Федерации. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки устанавливает основные положения, принципы, нормативы, обеспечивающие полноценное функционирование общедоступных библиотек в современных условиях. О том, как будет проходить  процесс модернизации библиотек в г. Ульяновске нам рассказала Елена Топоркова, начальник Управления культуры и организации досуга населения г. Ульяновска.

 Елена Николаевна, на что будут выделены федеральные средства?

– Федеральный проект «Культурная среда» в рамках национального проекта «Культура» предусматривает модернизацию инфраструктуры учреждений культуры. Инвестиции будут направлены на модернизацию оборудования и мебели, оказание централизованных цифровых услуг, повышение квалификации персонала. В каждом регионе – участнике проекта будут созданы современные библиотечные центры, которые зададут новый стандарт работы библиотек на местах.

Что будет представлять собой современная модельная библиотека?

Согласно модельному стандарту, это будут интеллектуальные центры, оснащенные скоростным Интернетом, доступом к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, к оцифрованным ресурсам периодической печати. Стандарт предусматривает создание точек доступа к Национальной электронной библиотеке и электронной библиотеке диссертаций, а также организацию современного комфортного библиотечного пространства.

Современное библиотечное пространство предусматривает функциональное зонирование помещений  и возможность трансформации - быстрой смены помещения в зависимости от текущих задач (в площадку для общения, самообучения, проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий, а также получения государственных и других социально-значимых услуг).  Комфортабельность  является основным фактором привлечения посетителей и включает: наличие удобных мест для индивидуальной и коллективной работы или неформального общения, продуманный дизайн, удобную и практичную мебель и оборудование.

Услуги, предоставляемые публичной библиотекой, тоже подвергнуться модернизации или что-то все же останется неизменным?

– Безусловно, традиционные функции библиотеки сохранятся, но будут работать, исходя из современных потребностей читателей. Особенно актуальны сегодня задачи и услуги, связанные с социальной миссией библиотеки:  сопровождение образовательной деятельности (особенно в библиотеках, обслуживающих детей), нацеленное на формирование привычки «обучения в течение всей жизни»; организация библиотечной адаптационной психологической службы с использованием методик библиотерапии, сказкотерапии и других психотерапевтических практик; создание системы правовой, социально-психологической и информационной поддержки и содействия адаптации временных трудовых мигрантов и детей мигрантов, рожденных в России.

В самом начале нашей беседы Вы упомянули, что выделенные средства будут направлены и на повышение квалификации кадров. Насколько в этом есть потребность?

– Профессиональные компетенции и личные качества сотрудника особенно важны в работе модельной библиотеки. Современный специалист библиотеки просто обязан совмещать в своей профессиональной деятельности традиционные профильные знания, умения, навыки с профессиональными умениями, присущими другим профессиям. Следовательно, необходимо актуализировать новые, значимые компетенции сотрудника современной библиотеки посредством повышения квалификации и постоянным развитием своих профессиональных навыков.

Современный библиотекарь, по Вашему мнению, кто он?

Высокомотивированный сотрудник, обладающий не только библиотечно-информационными  знаниями, но компетенциями из многих других областей научной и практической деятельности. Коммуникабельность, умение взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, критическое мышление и творческий подход - эти навыки в сочетании с уверенным владением цифровыми технологиями, инновационностью мышления, умением грамотно выстраивать образовательную траекторию ныне составляют неотъемлемую часть библиотечной профессии. Незыблемыми принципами для персонала общедоступной библиотеки, пронизывающими всю ее деятельность, является уважительное отношение к интересам пользователей, стремление максимально полно удовлетворять их интеллектуальные запросы, вежливость и понимание социальной ответственности библиотеки.

В век информационных технологий, в чем Вы видите перспективу развития профессии библиотекарь?

Уже сегодня в вузах началась подготовка специалистов по направлению  «Цифровой куратор».1 Речь идёт о дипломированных специалистах, которые смогут консультировать других по вопросам применения цифровых технологий и сервисов. Для получения официального статуса «куратора» библиотечным специалистам достаточно будет получить дополнительное образование. Так видится будущее этой профессии в условиях реализации национального проекта «Культура».

Елена Николаевна, спасибо, что нашли время и ответили на наши вопросы.

– В завершении добавлю, библиотека в новом формате по-прежнему остается книгоцентричной, но в ней можно не только читать, но и смотреть, слушать, общаться, работать и готовиться к занятиям. Современная библиотека ориентирована не только на информационное обслуживание, но и на погружение в культуру, чтобы каждый пользователь библиотеки смог быть участником культурного процесса.

 

____________________________________________________________________________

1«Цифровой куратор» - консультант в области развития цифровой грамотности населения, новый профессиональный стандарт  был утвержден в 2018 году.

Понравилось? Расскажи друзьям: